21
2004Шторы от кутюр Журнал Домовладелец V.I.P No. 11-12 2004
Примета редактора: если статья посвящена декору, то в ней непременно рано или поздно мелькнет сравнение штор с элегантной (необычной — эпитеты варьируются) одеждой для окон. Живучесть этого печатного штампа, видимо, предопределена инстинктивным стремлением человека (а журналист, как ни странно, тоже человек) «одушевить», «очеловечить» окружающую среду обитания. И впрямь: это так естественно — не просто завесить окно незатейливой тканью, а по-настоящему нарядить его, «одеть» во что-то празднично красивое. Да еще атласной тесемочкой «подпоясать». И желательно, чтобы оконная «одежка» была не шведским ширпотребом от вездесущей Икеи, а авторской работой, сшитой специально для одной-единственной квартиры, в которой живут абсолютно конкретные люди. Об особенностях подобного декорирования мы разговариваем сегодня с руководителем известной московской дизайн-студии K-Style Станиславом Кучинским.
Станислав, а зачем, собственно, нужен шторный дизайн? Неужели нельзя завесить окно готовыми шторами, сшитыми из недорогой практичной ткани, и на этом успокоиться? Не является ли тема авторского декорирования окна намеренно «раздутой» профессиональными дизайнерами, преследующими понятную цель дополнительно заработать на этом?
Начнем с того, что оригинальный декор окна едва ли может считаться сугубо современной тенденцией. Как известно, украшать тканями окна стали еще во времена позднего Средневековья. Настоящий же расцвет разнообразных драпировок пришелся на эпоху барокко. А посмотрите фотоальбомы, воспроизводящие дворцовые интерьеры 18-19 веков — с какой изысканной утонченностью, с какой, я бы сказал, изощренной оригинальностью оформлен каждый оконный (и дверной) проем! Другое дело: по понятным причинам наша страна долгое время существовала как бы вне контекста общемировой культуры, включая, естественно, и оформительские тенденции в области интерьерного декора. После того, как эта изоляция исчезла, мы начали активно наверстывать упущенное. Все больше людей стали обращаться к услугам профессиональных дизайнеров, не желая «укладываться» в прокрустово ложе усредненного быта. Это, естественно, затронуло и такой выразительный элемент дизайна как шторы. Сегодня вполне уместно говорить о моде на эксклюзивный шторный «индпошив». Возможно, мода эта слегка «подогрета» профильными изданиями, но лишь слегка. Поверьте, посыл на оригинальную драпировку исходит вовсе не от «шторников», а от клиента, который стал и богаче, и требовательней.
Убедили. Тогда давайте поговорим о тенденциях домашнего оконного дизайна. Что модно сегодня — какие материалы, какие формы и сочетания?
Тут надо понимать, что декор окна не существует сам по себе. Его стилистика напрямую связана с интерьером комнаты. Хотя, конечно, некоторые экспериментальные «вольности» вполне допустимы и даже оправданны, особенно, если мы рассматриваем интерьер не стерильный, строго выдержанный в каком-то определенном стилевом ключе (что случается довольно редко), а, скажем, более привычную для жизни, эклектичную обстановку. У нашей студии, кстати, накоплен богатый опыт именно по части таких нетривиальных решений.
Вы хотите сказать, что, например, японские панели могут органично смотреться и в классике, и в хай-теке?
При соблюдении определенных условий — безусловно. Однако подобного рода «риски» — прерогатива опытного профессионала, «просто любителям» я бы посоветовал воздержаться от самостоятельных экспериментов. Почему? Тут очень легко впасть в безвкусицу. Но вернемся к модным тенденциям. Сегодня чрезвычайно популярны в Европе римские шторы — разновидность плоских штор, которые при подъеме подбираются вверху в ровные горизонтальные складки. Поначалу римские шторы считались принадлежностью исключительно минималистского интерьера, но со временем, благодаря своей лаконичности, они завоевали и те помещения в доме, где требуется предельная функциональность.
Еще одна, на этот раз, «восточная», тема — ткань с протравленными кислотой просветами неправильной формы. Дизайнеры называют портьеры из этой ткани «два в одном»: они выполняют одновременно функцию и штор, и тюля. Кстати, поп-звезда Мадонна в одном из интервью призналась, что у нее дома висят только шторы с травлением, потому что «они — стражники и света, и темноты».
Нельзя не упомянуть и об ультрамодном направлении, использующем для драпировок окна костюмную ткань, фланель, подкладочный атлас, «плащевку» и даже мягкую замшу и натуральный мех. Впрочем, такой экстремизм не получил одобрения в среде «шторников»: все-таки портьерная ткань должна не столько эпатировать, сколько отвечать чисто утилитарным требованиям функциональности и практичности.
Если бы существовал хит-парад популярных шторных тканей, то какой бы материал был бы лидером?
Пожалуй, шелк. Это по-настоящему удивительная ткань! Живая, «теплая», обладающая своей неповторимой энергетикой. Согласно китайской легенде, культура шелководства возникла около пяти тысяч лет назад на берегах Великой Желтой реки. Местная императрица приручила личинки гусениц, живших на тутовых деревьях и научилась добывать нитку из их коконов. Секрет держался в страшной тайне, однако он все же попал в Японию, а позднее и в Индию. Сегодня шелк-сырец (шелковая нить) производится в Китае, Индии, Вьетнаме и Японии. Шелк до последнего времени оставался весьма дорогим материалом. Сейчас, благодаря крупным поставкам из Индии, цены на него заметно упали, и, за исключением «брэндовых» европейских коллекций (стоимость которых держится на уровне 250-300 евро за погонный метр), шелковые ткани стали доступны практически всем. А уж по многоликости, по своей непредсказуемости этот материал, уверен, даст фору многим синтетическим собратьям! Иногда даже специалист по тканям не сразу поймет, что перед ним натуральная шелковая материя. В нашей студии можно заказать замечательные портьеры и занавеси из разнообразных видов шелковых тканей: тафты, органзы, крепдешина, вуали, атласа, шифона, сатина, «мокрого» шелка, «дикого» шелка, жаккарда различной плотности и дизайна. Можно подобрать ткань с ручной или машинной вышивкой.
Станислав, поделитесь, пожалуйста, секретами мастерства…
Приемов довольно много, и опытные дизайнеры нашей студии владеют ими в совершенстве. Вот некоторые из «секретов». Например, для того, чтобы создать эффект широкого окна, подхваты и завязки располагают пониже, примерно на уровне одной трети высоты от пола. Напротив, если поместить их высоко, то окно зрительно удлинится и сузится. Нередко при перепланировке в одной комнате оказывается несколько окон разных размеров и пропорций. Сгладить «разнобой» можно, используя одинаковый по цвету и фактуре драпировочный материал. Умелой драпировкой окна можно создать камерность, интимность обстановки (в спальне) или, наоборот, подчеркнуть деловой настрой (например, в рабочем кабинете). Можно «оправить» красивый вид из окна. Ламбрекены, кисти, прозрачный тюль — из этого получится роскошная «рама» для пейзажа за окном.
Что отличает Вашу фирму от других, специализирующихся на изготовлении штор?
У многих шторных компаний, как правило, наработаны несколько наиболее ходовых приемов декорирования окна, которые, в зависимости от ситуации, и предлагаются неискушенному клиенту под видом эксклюзива. Мы работаем иначе. Дизайнеры студии K-Style стремятся каждое окно оформить оригинально, талантливо. Мы, безусловно, учитываем пожелания клиента, стилевые особенности интерьера, проникаемся общим духом дома. Если клиенту бывает трудно сразу определиться с выбором, то дизайнер предлагает несколько эскизных вариантов декора, показывает образцы тканей, карнизов.
Мы работаем с оригинальными дизайнерскими коллекциями тканей из США, Италии, Франции, Германии, используем разнообразные карнизы (деревянные, пластиковые, стальные, с коваными элементами) и оригинальные аксессуары. У нас порядка 800 каталогов с образцами портьерных тканей. Одни из них есть в наличие (они, как правило, представлены в нашем интернет-магазине), другие (их большинство) приобретаются под конкретный заказ. Но так как у нас налажены прочные связи с компаниями- поставщиками, то это практически не сказывается на сроках изготовления штор. У нас представлены как ткани из натуральных материалов (шелк, хлопок, лен и их сочетания), так и «смешанные», с добавлением современных синтетических волокон. Необычайно интересны шторные аксессуары: кисти, шнуры, бахрома. Есть разнообразные механизмы сдвигания-сворачивания, включая электронные «лентяйки» — с пультом дистанционного управления.
Наш салон располагает собственным пошивочным цехом, поэтому мы работаем без смежников и полностью контролируем заказ на всей технологической цепочке — от эскиза до установки. Хочу особо отметить, что наш салон не просто шьет шторы — мы решаем дизайнерскую задачу текстильного оформления помещения в целом. Подушки, покрывала, постельное белье — все это естественно дополняет декор окна, объединяя разноформатные элементы интерьера в один полноценный ансамбль.
В ближайших планах — предоставление комплексных дизайнерских услуг по созданию эксклюзивных интерьеров. Эта задача будет решаться совместно с известным московским архитектором Александром Луньковым, на счету которого не один реализованный проект подобного класса.
Беседовал Эд Побужанский